Биография Iggy Pop история крестного отца панк-рок музыки

10 фактов об Игги Попе – человеке, который изобрел панк-рок

Шестого сентября 2019 года новый альбом выпустил Игги Поп – великий музыкант, художник, актер, нигилист и правдоруб, без которого не было ни Sex Pistols, ни Clash, ни панка вообще. Он калечил себя на сцене, обливался кровью, катался по битому стеклу и оскорблял фанатов. Он полностью отдавался своей дикой музыке, впадая в настоящий транс – поэтому произойти могло что угодно. И он продолжает делать это до сих пор, несмотря на годы.

Новый альбом Игги называется Free. Он на удивление спокойный, пропитанный джазом, эмбиентом и очень личными рассуждениями человека, живущего долгую, яркую, крайне неоднозначную жизнь. Хулиганство там тоже есть, но это уже не лейтмотив. В честь выхода пластинки я решил вспомнить десять не самых известных фактов о, возможно, величайшем рок-музыканте всех времен.

В 1966 году Игги Поп откосил от армии, очень реалистично притворившись геем

Армии США тогда нужно было набрать 650.000 призывников – годны были все, спасали только взятки. У Игги лишних денег не было, но и служить по ряду причин он не собирался, главная – ему хотелось заниматься музыкой, а не вписываться в систему американских мужланских ценностей. Вот он и продумал тактику.

Для начала Игги коротко подстригся и попросил маму помочь ему выбрать одежду: «Она купила мне такую одежду, как мамы обычно покупают». Закосил под ванильного маменькиного сынка. В этой одежде, но без нижнего белья он приехал в призывной пункт, в раздевалке «немного подрочил» и вышел на свое место в очереди. Приличный аккуратный мальчик, тощий, дрожащий стоит без трусов с гигантским стояком – естественно, он привлек внимание! Дальше целое представление: с учащенным дыханием и чуть ли ни истерикой – все, чтобы не просто пронять военных, но вызвать у них отвращение, чтобы долго не возились. В общем, вся операция заняла полтора часа – и никакой войны.

Игги Поп был девственником до двадцати лет

Самый волнующий факт, в который трудно поверить. А как же секс, наркотики и рок-н-ролл? Ну, травку Игги в то время уже курил, да и рок-музыку слушал, а вот заниматься сексом ему просто не хотелось:

«Так, потереться об кого-нибудь сквозь джинсы или за хорошую жопу подержаться было приятно, но трахаться я не хотел.»

В 1970 году Игги Попа задержали по подозрению в убийстве, он был близок к тому, чтобы загреметь в тюрьму

История простая, Игги всю ночь долбил кокс с тур-менеджером его группы The Stooges в Энн-Арбор, Мичиган, а в девять утра, обдолбанный пошёл в банк рядом с домом, чтобы обналичить чек на три тысячи баксов. Ещё до выхода из дома он наблюдал из окна своего пентхауса, как по округе кружили полицейские машины, и гадал, кого же они ловят. В итоге его приняли прямо в банке – полицейские ворвались, буквально на руках вытащили Игги на улицу и там затолкали в машину.

В этот день искали убийцу, а Игги был на него похож вообще по всем приметам, да ещё и мялся как-то подозрительно. На этом бы истории закончиться – полицейские ещё по пути в участок поняли, что обозналась, но обдолбанный видок музыканта навёл их на новые подозрения. Его осмотрели и на руках обнаружили свежие следы от игл, ну ещё бы! Игги согласились отпустить, только если он разрешит обыскать свой дом — ни адвоката, ни мозгов у него не было, поэтому он согласился. Дома нашлась куча метадона и шприцы, Игги мурыжили несколько часов, уговаривали сдать дружков, но в итоге оставили в покое и это настоящее чудо. Вот что говорит он сам:

«Им ничего не стоило меня посадить. Только что Джона Синклера посадили на несколько лет за пару косяков, поймав меня, они получили бы продвижение по службе.»

Игги Поп научил барабанщика The Stooges Скотта Эштона играть на барабанах — и сам их сделал

Игги Поп начинал именно как барабанщик. Одна из групп, в которой он барабанил – The Iguanas – как раз подарила ему псевдоним. Но в новой банде он не хотел сидеть за установкой, поэтому просто научил своего приятеля Скотти играть на ударных.

Группа The Stooges образовалась в 1967 году, и в то время у ее оборванцев-участников денег на инструменты было в обрез, поэтому с барабанами Игги решил поступить творчески. На помойке он нашел выброшенные бензобаки, расписал их непристойностями, индийскими символами любви и перерождения и… в общем-то все, на этом барабанщик ранних The Stooges и играл. Ну, как играл, просто молотил со всей дури. Вот вам и дух панка во времена, когда еще никакого панка не было.

Игги Поп первым спустил штаны на сцене, но это вышло случайно

Игги приписывают изобретение стейдждайвинга, но есть в списке его открытий кое-что более важное. Впервые без штанов перед зрителями он оказался не специально. Случилось это на первом концерте The Stooges. До выступления басист группы Дэйв Александер закинулся кислотой и захотел расписать красками гавайскую гитару Игги, которая тогда была важным элементом музыки группы. Расписал. Прямо поверх датчиков. Гавайская гитара была испорчена, Игги пришлось играть на обычной. Но если на гавайской он играл сидя, то с обычной ему пришлось стоять – к такому оказались не готовы штаны Игги, которые просто соскользнули с тощего музыканта во время выступления. Все подумали, что это часть шоу!

Впрочем, позже Игги эту спонтанную традицию закрепил. Однажды The Stooges пригласили играть четыре концерта подряд, участники группы к тому времени были довольно ленивы и сидели на наркотиках, но согласились. К четвертому шоу музыканты были вымотаны, но отыграли сет, а народ требует ещё. До этого Игги никогда на бис не выходил, но тут что-то в его дернуло. Он вернулся, валялся на сцене пятнадцать минут и болтал что-то про древний Египет – «пытался разогнаться». Под конец Игги просто достал из штанов член – ничего сложнее сделать он уже не мог, а зрителя ждали шоу. Впоследствии этот трюк он провернет еще много раз.

У The Stooges и Игги Попа всегда были сумасшедшие менеджеры

Он этим страшно гордится, считает, что других у такой группы быть и не может. Дэйв-Догмэн – служивший во Вьетнаме капитан ВМФ со внушительной коллекцией автоматов. Берни – танкист, тоже ветеран Вьетнама, вернувшийся в армию после того, как The Stooges впервые распались. Дон Кул – выходец из гетто, вечно грязный настолько, что уже по запаху было понятно, что он где-то рядом. А Джон Адамс вообще подсадил группу на тяжелые наркотики, он и сам был наркоманом.

«Наши менеджеры были самые отъявленные маньяки, хладнокровные бандиты и убийцы всех времен и народов — все как один.»

Игги Поп начал калечить себя во время выступлений благодаря первой жене

Девушку звали Венди Вайсберг – Игги познакомился с ней в колледже, где он проучился целый семестр, когда ему было девятнадцать. Тогда между ними ничего не произошло, но спустя какое-то время она пришла на его концерт Делавэре. Огромный зал, а народу человек двенадцать, если меньше. Но присутствие Венди сильно завело Игги, ему хотелось «сыграть для нее как следует». Он делал все, что мог, но отдачи от публики не чувствовал, тогда Игги совершенно спонтанно начал себя калечить – хлестать, бить барабанными палочками – расходился все сильнее. К концу выступления (а это был короткий сет на двадцать минут) Игги нехило кровоточил. Это тоже стало важной фишкой The Stooges и самого Игги.

Читайте также  Биография Years & Years британская синти-поп группа из 2000-х

Впрочем, на Вэнди этот перформанс произвел неоднозначное впечатление. Она почти плакала и спрашивала Игги, как он мог с собой такое сделать. Его очень тронуло, как она волновалась, до этого он считал, что такую заботу могут проявить только родители. В общем, в итоге они поженились и прожили вместе аж две недели! С Вэнди же связан один из самых романтичных поступков Игги – ради неё он убрал говно с балкона своей тогдашней квартиры. Откуда на балконе говно? Вот откуда:

«У меня была такая странная комната с маленьким балконом. Я там срал, на этом балкончике, и оставлял сохнуть.»

Игги и всю его группу однажды оплевали в Англии, но из хороших побуждений

Как говорит Игги – обычай плеваться он завел сам. Если публика его обламывала – он в нее плевался. Не со зла, а чтобы расшевелить. Он вообще заводил толпу самыми разными способами, в том числе оскорблениями и провокациями – однажды даже кастетом по голове получил и продолжил играть. Что угодно, лишь бы толпа не тухла.

Во время одного из туров по Англии (совместного с Дэвидом Боуи, кстати) плевки вернулись к Игги. Впервые это произошло в Эйлсбери, неподалеку от Лондона – настоящий дождь из плевков. Да, Боуи тоже был заплеван. Люди подходили поближе и даже менялись местами – чтобы все смогли «поприветствовать» музыкантов. Фанаты считали, что это традиция такая и подобным образом выражали панк-уважение. Игги-то нормально, в него что только ни прилетало, так что уворачивался он мастерски, но с ним часто выступали серьезные сессионные музыканты – вот они были в шоке.

Дэвид Боуи вытащил Игги из депрессии и спродюсировал несколько его альбомов

Наркотики в итоге уничтожили The Stooges и чуть не похоронили самого Игги. Сторчался он до ужасного состояния – и в физическом смысле, и в музыкальном. Буквально за шкирку из мрака его вытащил Боуи, свел с нужными людьми, помог чудом (но не на долго) воссоединившимся The Stooges записать мощнейший в своей сырости альбом с говорящим названием Raw Power. Альбом коммерчески провалился, но Боуи веру в Игги не терял, везде таскал его с собой (они даже в советскую Москву ездили вместе) и в итоге на пару лет забрал в Берлин – это вылилось в пластинку The Idiot. Боуи же помог Игги записать одну из его самых культовых и успешных пластинок – Lust for Life, которая со страшной силой выстрелила позже, после выхода фильма «На игле».

Снова почуяв успех, Игги отправился в вольное плавание. Выпорхнув из под крыла Боуи он выпустил несколько провальных альбомов, в итоге снова осев на дне с наркотой и депрессией. Угадаете, кто вытащил его во второй раз? Боуи записал кавер на песню Игги Chinese Girl и это был оглушительный хит, обернувшийся для Попа не только новой волной известности, но и солидными роялти. В 1986 году Боуи помог Игги с альбомом Blah Blah Blah, который был весьма успешен, а песня Real Wild Child с него стала мощным хитом. В целом Боуи был самым верным другом Игги, важнейшим человеком в его жизни – можно очень долго перечислять все, что он для Игги сделал.

У Игги Попа был специальный плюшевый кролик для задушевных бесед

Он купил его в магазине в Энн-Арбор и назвал Кролик-крестоносец. Это была вязанная игрушка в полоску – «как бабушки вяжут». Долгое время Игги таскал его с собой везде как талисман и даже сажал рядом в самолете, если кресло было свободно.

Биография Iggy Pop: история крестного отца панк-рок музыки

Игги Поп (Iggy Pop) – музыкальный гений, крестный отец панк-рока. На протяжении карьеры работал с личным коллективом The Stooges. Часто проводились эксперименты с добавлением хард-рока, рок-арта, new wave, джаза, блюза и электроники. Среди популярных хитов выделяются I Wanna Be Your Dog, Lust for Life, Search and Destroy.

Страна США
Жанры Punk rock — Glam rock — Post-punk — Art rock — Alternative rock
Время работы 1960 – настоящие дни
  • Iggy Pop;
  • Джеймс Ньюэлл Остерберг младший.

Начало творчества Iggy Pop

Остерберг начал познавать азы музыкального мира в 1965, изучая различные инструмент и самые разнообразные жанры. Он играет на барабанах в нескольких школьных группах, в том числе в Iguanas. Нужно отметить, что его сценическое имя происходит из названия упомянутого выше коллектива. В юношеском возрасте исполнитель перебирается в Чикаго, где играет в блюзовых клубах. Вдохновение бралось от игры The Doors, MC5 и The Sonics.

The Stooges образована к 1968. Ребята шли по стопам The Doors, перенимая стилистику исполнения и подачу на сцене. Некоторые моменты относительно этого отражены в киноленте Джима Джармуша 2016 года.

Последующие творения и рост популярности Игги Поп

В 1971 ребята продолжили выступления в небольших клубах, где происходят интересные встречи. К примеру, с Дэвидом Боуи (David Bowie), который также восходил к музыкальному триумфу. Появляется первый релиз Raw Power, который заложил ориентир к дальнейшему развитию. В 1977 произошел не длительный распад коллектива из-за наркотической зависимости Игги. Начинается интеграция с Джеймсом Уильямсоном.

Музыкант не контролирует употребление наркотиков и отправляется очищаться в Нейропсихиатрический институт. К концу года он восстанавливается, что активизирует творчество исполнителя. Теперь Iggy Pop подписывается контракт с RCA Records, где издается серия удачных композиций, в том числе Passenger, Lust for Life и многие другие. Но уже через год совершается переход к Arista Records, где выходит New Values. Альбом стал поводом для воссоединения.

Работа сопровождалась умеренным успехом в США, Австралии и других регионах. Ярким событием этого времени считается участие в спектакле «Обратный отсчет», который прошел в Мельбурне. В 1980 осуществляется издание Soldier. К 1981 возникает Play it Safe, которая пишется совместно с группой Simple Minds.

Новый виток Iggy Pop и 80-е

К 1980 появляется первая автобиография, соавтором которой стала Энн Венер. Книга сопровождается подборкой фотографий в черно-белом цвете и содержит предисловие от Энди Уорхола. В 1982 на лейбле Animal пишется сборник Zombie Birdhouse. Рассматриваемый период соотносился с трудностями и возвращением зависимости. Чтобы избежать этого, Дэвид Боуи (David Bowie) издает несколько совместных ремейков и обеспечивает временную финансовую поддержку Игги, как соавтора. Это помогает певцу на 3 года погрузиться в себя и избавиться от наркотиков.

К 1984 выходит заглавная композиция к киноленте Repo Man, а в 1985 пишется несколько демоверсий песен к очередному песеннику. Последний появился к 1986 и сочетался с хитом Real Wild Child. Синглы попали в десятку лучших в Британии, а также появился на неплохих строчках Billboard. Следующий полноценный альбом возник через год и именовался Neo Geo.

Примечательной работой оказалось видео Risky, которое смогло завоевать награду MTV. Возникает тур с участием Энди Маккоем и Элвином Гиббсом. Во время турне записывается несколько композицией, в том числе для триллера Ридли Скотта «Черный дождь».

Патриотизм и культовые записи из 90-х

В 1990 Игги Поп работает и записывает Brick by Brick совместно с участниками из The B-52’s и Guns N ‘Roses. Очередные гастрольные туры, в которых возникает достаточно материала для выпуска видео концерта Kiss My Blood. Изданием курировал Тим Игги Поуп. Критики были шокированы. К 1991 записывается сингл Why Is I Born (Freddy’s Dead) для ужастика «Смерть Фредди: финальный кошмар». На эту песню сделана подборка клипов по тематике киноленты «Кошмары на улице Вязов».

Читайте также  Биография The B-52’s американская new wave группа из 80-х

Следующий год не исключение по появлению новых хитов и интересных изданий. Сотрудничая с Гораном Бреговичем, возникает саундтрек к «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы. Начинается сотрудничество с White Zombie. К 1993 выходит Beside You и Wild America с патриотическими настроениями. Рост успешности и узнаваемости обрел новую силу к 1996, когда Lust for Life сыграла в киноленте Trainspotting.

Это стало причиной выхода еще нескольких публикаций, в том числе полноценный альбом Naughty Little Doggie. Направление корректируется, музыканта все чаще приглашают в телепередачи, а также предлагают роли в фильмах. Певец часто участвует на интересных событиях и фестивалях.

Певец в 2000-х: трудности и издания

В начале периода берется перерыв и только к 2003 произошла какая-либо активность. Издается видеоистория о творчестве Iggy Pop, выступления хэдлайнером на ряде фестивалей и воссоединение The Stooges. На тот момент состав значительно преобразился, ведь многих участников уже не было в живых. В 2008 году музыкант приходит на церемонию введения Мадонны в зал славы, где он выступает совместно с ней.

В 2007 появился The Weirdness, который издавался с группой. 15-й сольный Préliminaires, вышел в 2009 и сопровождался бесплатным доступом. В 2011 музыканта признали одного из самых узнаваемых старых исполнителей, популярность остается на высоком уровне. В 2012 году Iggy Pop вводят в Зал славы. С 2014 мужчину пригласили вести специальную программу на радио BBC.

В 2015 записывается саундтрек к фильму Алекса Кокса «Галактический герой». Происходит сотрудничество с реформированными New Order, с кем пишется Stray Dog. К 2016 ведется плотная работа с Джошем Хоммом над Post Pop Depression. Через несколько месяцев появляется двойной сборник с живыми выступлениями в Королевском Альберт-Холле.

Игги Поп – отец
панк-рока

Игги Поп (Iggy Pop) пришёл в мир музыки как эпатажная, эксцентричная, скандальная личность – и этим он покорил публику. Основатель панк-рока и изобретатель «стейдж дайвинга» стал не просто вдохновителем и кумиром, но и настоящим рок-идолом молодёжи. Его дикое сценическое поведение не могло не привлечь внимания зрителей: Игги всячески истязал себя, катался по битому стеклу, обливался кровью. Это шокировало публику, но большинство поклонников восхищалось его энергетикой: на сцене Игги Поп впадал в транс и мог вытворять что угодно. Для него не существовало никаких границ: был только он – и музыка.

А между тем в детстве он вовсе не был хулиганом и двоечником, как многие могли бы подумать. Это был воспитанный и послушный ребёнок. Родители всегда одобряли его любовь к музыке и поддерживали ребёнка. Стать музыкантом Игги решил, когда ехал в машине с отцом и слушал Фрэнка Синатру. «Сказки могут стать явью, это может произойти с тобой, если ты молод душой» (fairy tales can come true, it can happen to you if you’re young at heart), – донеслось из динамиков.

Игги счёл это знаком и с того самого момента на вопрос, кем он хочет стать в будущем, решительно отвечал: певцом. Со временем такой расклад событий показался ему нереалистичным, и тогда он решил заняться политикой. Отсюда и многогранность его натуры: безумие и интеллектуальность. «Каким образом один и тот же музыкант мог быть столь почитаем и столь гоним? Как мог один и тот же человек быть так умён и так глуп?», – задаётся вопросом Пол Трынка (Paul Trynka), автор книги «Игги Поп. Вскройся в кровь».

Настоящее имя певца – Джеймс Ньюэл Остерберг (James Newell Osterberg). Игги он стал потому, что играл в группе The Iguanas. Его босс, пытаясь унизить Джеймса, говорил: «Игги, принеси-ка мне кофе без кофеина». Это выводило музыканта из себя. Когда впоследствии у группы появилось много поклонников, о них напечатали статью. Певец был недоволен, что в тексте его назвали Игги. «Но что я мог сделать? Я знал цену пиару. Так что я приделал маленькое «Поп» на конце, – поделился Джеймс. – Мне потребовалось тридцать лет, чтобы превратить это имя в то, чего мне хотелось».

Игги Поп всегда отличался находчивостью, предприимчивостью и умением добиваться своего. Он мог бы стать выдающимся политиком и даже президентом, но в конечном итоге рок победил: Джеймс охладел к политике и занялся музыкой. На сцене он в полной мере давал волю своим эмоциям: его словно разрывало на тысячу частей. Он выступал с голым торсом и в узких штанах, «нырял» в толпу, истекал кровью… Именно такой Игги стал всеобщим кумиром и лицом эпохи. Сам музыкант к своей популярности относился как к факту:

«Если бы я думал о том, какое влияние оказал на других, то стал бы ещё большим козлом, чем являюсь сейчас». А между тем на публику он оказывал действительно серьёзное влияние: он шокировал и вдохновлял. «Я хотел, чтобы музыка выходила из колонок, – говорил Игги, – хватала тебя за глотку, била башкой об стену и потом убивала тебя».

Впоследствии это описание станет подходящим для самого жанра панк-рока.

«Раздвинуть границы сцены» Игги решил, когда увидел сценическое поведение Джима Моррисона, вокалиста группы The Doors. Выступление Джима всерьёз вдохновило артиста, и вскоре Игги назвал свою группу The Stooges и принялся за работу.

В 1971 году он впервые встретился с Дэвидом Боуи. Эта встреча стала важным событием в его жизни: сотрудничество с Боуи переросло в крепкую дружбу. Всё это происходило на фоне мрачных событий: героиновая зависимость Игги становилась всё серьёзнее, а в 1975 году его группа распалась. «Я потерял контакт с реальностью, вся моя жизнь превратилась в театр», – вспоминает о том времени Игги. Музыкант нуждался в спасении, и именно Дэвид Боуи пришёл ему на помощь, предложив отправиться с ним в гастрольный тур Station to Station. Это был серьёзный опыт для Игги, а кроме того, ему было необходимо восстановление. Вместе с Боуи он записал два альбома – The Idiot и Lust for Life.

Позже друзья переехали в Берлин, чтобы избавиться от наркотической зависимости и очистить свой разум. Об их творческом союзе ходили легенды, и, хотя Игги и Боуи не раз ссорились, их уже было трудно представить друг без друга.

В 1979 году Игги Поп выпускает альбом New Values. Стиль альбома во многом был похож на репертуар The Stooges. Произошло своеобразное воссоединение группы: на гитаре и клавишах играл Скотт Тёрстон (Scott Thurston), а в роли продюсера выступил Джеймс Уильямсон (James Williamson). Многие поклонники высоко оценили этот альбом, однако успеха он не принёс.

Во время записи следующего альбома Soldier Игги поссорился с Уильямсоном, и тот был уволен, после чего они не общались 18 лет. Сам альбом оказался неудачным, а состояние Игги стало нестабильным: пристрастие к наркотикам то усиливалось, то слабело. Его следующие альбомы по-прежнему не приносили успеха, но в 1984 году Боуи записал ещё две песни, над которыми они работали вместе, – Tonight и Neighborhood Threat, после чего Игги получил существенную прибыль. Поддержка друга помогла ему взять перерыв от карьеры на три года. За это время музыкант поборол героиновую зависимость и женился.

Artifex напоминает, что употребление наркотических средств ведет к непоправимым последствиям для организма, а изготовление, хранение и распространение наркотиков запрещено законодательством РФ.

В 1990 году Игги Поп записал альбом Brick by Brick. Это первый альбом музыканта, получивший золотой статус в США. Через год вместе с Уайти Кирст (Whitey Kirst) он записал песню Why Was I Born (Freddy’s Dead) для саундтрека к фильму «Фредди мёртв. Последний кошмар». Особенно успешным годом для музыканта стал 1995-й: его песня Lust for Life появилась в фильме «На игре». В том же году он выпустил альбом Naughty Little Doggie с Уайти Кирст в роли гитаристки. В 1997 году Игги выступил на Falls Festival в канун Нового года. Это было одно из самых запоминающихся выступлений в истории фестиваля. Один из зрителей отсчитывал секунды до наступления Нового года вместе с Игги, чтобы угадать его желание («Ничего не делать и получать большие деньги!»).

Читайте также  Биография The xx популярный лондонский поп-коллектив

В 2003 году Игги Поп возрождает The Stooges. Группа регулярно проводила туры. Спустя шесть лет Рон Эштон, гитарист The Stooges и лучший друг Игги, умер от сердечного приступа в возрасте 60 лет. На его место вернулся Джеймс Уильямсон, с которым Игги не работал 29 лет. Хотя музыкальная карьера Игги процветала, возраст давал о себе знать: в марте 2010 после неудачного «стейдж дайвинга» музыкант заявил, что больше не будет «нырять» в толпу. Несколько раз он всё-таки совершил прыжки в толпу на концерте в Мадриде в апреле того же года.

В 2016 году Уильямсон заявил, что The Stooges больше нет: «По сути, все мертвы, кроме Игги и меня. Так что было бы смешно пытаться гастролировать как Iggy and the Stooges, когда в группе только один Stooge, а затем у вас есть сторонние парни. Это не имеет никакого смысла для меня». Музыканты продолжили работать отдельно, и в сентябре 2019 года Игги Поп выпустил 18-й альбом Free. А в январе 2020 года он получил Премию «Грэмми» за музыкальные достижения всей жизни.

Побудь в его шкуре: как Игги Поп не стал президентом США Остербергом

Отец-основатель панк-рока Игги Поп скоро получит давно заслуженный «Грэмми» за значительный вклад в индустрию звукозаписи. Его биография, написанная британским журналистом Полом Трынкой в 2007-м и только что вышедшая на русском, наводит на мысль об альтернативных вариантах судьбы легендарного музыканта, чья жизнь вполне могла бы повернуться совсем иначе. Даже так, что в свои 73 он получал бы почетные награды в совсем других сферах жизни, не таких легкомысленных, как шоу-бизнес, — например, Нобелевскую премию мира как самый мудрый и дальновидный президент США. Критик Лидия Маслова изучила жизнеописание Джеймса Остерберга, более известного как Игги Поп, — и представляет книгу недели специально для «Известий».

Пол Трынка

Игги Поп. Вскройся в кровь

Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2020. — 416 с. [пер. с англ. А. Герасимовой и А. Бессонова]

О совершенно реальных возможностях политической карьеры речь идет в главах, рассказывающих о детстве и отрочестве героя. Более увлекательных, чем умиротворяющие заключительные главы, в которых неукротимый дедушка панка, остепенившись, уже покоится на лаврах. Прослеживая диалектику разрушения, ежесекундно грозящего вот-вот погубить Игги, но в последний момент чудом оборачивающегося созиданием и креативом, Пол Трынка завершает свой байопик на благостной ноте: мол, «мог бы пропасть — ан нет, не пропал». При этом книга построена по законам сериальной драматургии, когда в начало выносится один из самых жестких флешбэков, настраивающих читателя-зрителя на тревожный лад.

Речь идет о скандальном и злополучном выступлении группы The Stooges в Michigan Palace, «облупленном, мрачном кинотеатре двадцатых годов в центре Детройта», прошедшем морозной ночью 9 февраля 1974 года и отмеченном редким накалом интерактивности между исполнителем и аудиторией. На записи концерта, легшей в основу альбома Metallic K.O., слышен стук прилетающих на сцену бутылок и другого реквизита, который швыряла в Игги возмущенная аудитория.

Презентация фильма режиссера Джима Джармуша «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» на Каннском кинофестивале

По мере дальнейшего чтения, однако, становится понятно, что, разбиваясь в кровь при встрече с благодарными (или не очень) зрителями, такой артист, как Игги Поп, изобретатель «стейдж-дайвинга», чувствует себя в своей стихии и скорее расстроился бы, если бы никаких эксцессов не происходило. Тем удивительнее читать, что в школе университетского города Анн-Арбор юный Джим Остерберг (таково настоящее имя героя, если кто не знает) был вовсе не хулиганом, двоечником и трудным подростком, как многие рок-идолы, а наоборот, чистеньким активистом, который в СССР стал бы как минимум секретарем райкома комсомола.

В Америке аналогом комсомольской организации, поощряющим маленьких карьеристов, выступала в то время программа американского легиона «Государство мальчишек», где участники играли в выборы в миниатюре. Она стала, в частности, трамплином для политической карьеры Билла Клинтона, приезжавшего на ее летние сборы за год до Джима Остерберга. Сам же будущий панк-герой в 1963-м чуть не стал потешным губернатором, легко обходя конкурентов и демонстрируя необходимую для политика способность обаять каждого и понимание, что надо делать, чтобы люди потянулись за ним:

«Учителя считали синеглазого мальчишку «славным», при этом его стремление к первенству во всем (собственно, амбициозность, если такое слово уместно в столь юном возрасте) не вредило естественному обаянию»

К политическим игрищам Джим охладел, потому что увлекся рок-музыкой, как пишет Пол Трынка, немного недоговаривающий, что для политики Игги Поп был, пожалуй, слишком хитер. По описаниям этого хамелеона, проявляющего чудеса изворотливости, предприимчивости, находчивости, гибкости и умения добиваться своего, даже будучи постоянно под действием чего-нибудь эдакого, можно предположить, что президент из него получился бы получше многих. Другое дело, что юный Джим Остерберг с присущей ему проницательностью мгновенно просек, почему ему не подойдет скованная жизнь главного американца, которая может показаться завидной только самому наивному плебсу.

Главный прием, на котором строит жизнеописание героя автор книги, — раздвоение личности Джеймса Остерберга, чьи отношения с проросшим изнутри него, как мистер Хайд, Игги Попом были непростыми и саморазрушительными, но, как теперь уже можно уверенно констатировать, весьма продуктивными. «Через все физические и ментальные разрушения, катастрофы и отказы, десятилетие за десятилетием, Игги Попа пронес и благополучно вытащил его создатель, Джим Остерберг», пишет Трынка, задающийся в начале книги риторическим вопросом: «Каким образом один и тот же музыкант мог быть столь почитаем и столь гоним? Как мог один и тот же человек быть так умен и так глуп?»

Отдельным украшением русского издания книги стали веселые комментарии переводчиков, составленные, как они пишут, просто «для нашего и вашего удовольствия». Иногда они ловко дополняют авторский взгляд и объясняют факторы формирования такой необыкновенной личности, как Игги Поп. Объяснения местами лихо балансируют на грани дозволенного — у кого-то, не исключено, рука сразу потянется сообщить во все известные в нашей части галактики учреждения со словом «надзор» в названии. Так что просто из сочувствия трудно становится пенять переводчикам за мелкие несовершенства — такие, например, как слишком часто встречающееся слово «амбиции» и его производные, имеющие в русском обиходе немного неприятный суетливый оттенок.

В конце концов, для такого чуда в перьях, каким сызмальства был Игги Поп, эпитет «амбициозный», украшающий резюме каждого порядочного офис-менеджера, просто мелковат и не передает всей прелести и внутренней сути персонажа. Амбиции бывают у тех, кто «стремится чего-то достичь», скажем, звездного статуса, а Джеймс Остерберг никогда ни к чему не стремился. Ощущение собственной звездности обтягивало его с самого рождения так же естественно, как нарядная шкура давшей ему прозвище игуаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: