Биография Дэвида Боуи

Дэвид Боуи

фотографии >>

биография

Дэвид Боуи

David Robert Jones

Британский рок-певец и автор песен, а также продюсер, звукорежиссёр, художник и актёр.

Настоящее имя — Дэвид Роберт Джонс.

8 января 1947, Брикстон, Ламбет, Лондон, Англия, Британская империя — 10 января 2016, Манхэттен, Нью-Йорк, США.

На протяжении пятидесяти лет занимался музыкальным творчеством и часто менял имидж, поэтому его называют «хамелеоном рок-музыки». При этом Боуи удавалось сохранять собственный узнаваемый стиль, успешно совмещая его с актуальными музыкальными направлениями.
Боуи считается новатором, в частности, благодаря своим работам 1970-х. Он оказал влияние на многих музыкантов, был известен своим характерным голосом и интеллектуальной глубиной созданных им работ.
Выпустив в первые годы своей деятельности альбом «David Bowie» и несколько синглов, Дэвид Боуи тем не менее стал известен широкой публике лишь осенью 1969 года, когда его песня «Space Oddity» достигла первой пятёрки в британском хит-параде.
После трёх лет экспериментов он вновь появился на публике в 1972 году во время расцвета глэм-рока, создав яркий, андрогинный образ персонажа по имени Зигги Стардаст. Его
хит-сингл «Starman» из знаменитого альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» вошёл в первую десятку хит-парада Великобритании. В период относительно недолгого использования образа Зигги Стардаста Боуи часто применял музыкальные инновации и необычные визуальные постановки.

В 1975 году добился первого крупного успеха в Америке с
синглом номер один «Fame», написанным в соавторстве с Джоном Ленноном, и хит-альбомом «Young Americans», стиль которого певец описал как «пластиковый соул». Звук альбома представляет собой радикальный сдвиг в музыкальном стиле Боуи, который первоначально оттолкнул многих британских фанатов певца. Затем он оправдал ожидания своего лейбла и американских поклонников, выпустив минималистский альбом «Low» (1977) — первый из трёх дисков так называемой «Берлинской трилогии Боуи», записанных совместно с Брайаном Ино в течение последующих двух лет.
Все три альбома вошли в пятёрку лучших хит-парада Великобритании и на долгое время снискали крайне положительные отзывы критиков.

После неустойчивого коммерческого успеха в конце 1970-х годов Боуи вновь появился на первом месте в британских чартах в 1980 году с синглом «Ashes to Ashes» и альбомом «Scary Monsters» (and Super Creeps).
В 1981 году он вместе с группой Queen записал «Under Pressure» — ещё один сингл, добравшийся до вершины британского чарта.
Новый пик коммерческого успеха Боуи пришёлся на 1983 год, в котором был выпущен альбом «Let’s Dance», включавший такие хиты, как «Let’s Dance», «China Girl» и «Modern Love».
На протяжении 1990-х и 2000-х годов Боуи продолжает экспериментировать с музыкальными жанрами, в том числе играя в стилях белый соул, индастриал, AOR и джангл. Его последним студийным альбомом стал «Blackstar», выпущенный за два дня
до смерти и в день рождения музыканта 8 января 2016 года.

На протяжении своей карьеры Дэвид Боуи продал более 136 миллионов пластинок, тем самым войдя в десятку самых успешных артистов в истории популярной музыки Великобритании. Шесть его альбомов входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone (причём первые три из них вышли подряд — в период с 1972-1973, остальные три — в 1976-1977 годы). В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на 39-е место в списке «100 величайших исполнителей рок-музыки всех времён» и на 23 место в списке «100 величайших
вокалистов всех времён».

Умер от рака в кругу своей семьи на 70-м году жизни.

Дэвид Боуи

Биография

Дэвид Боуи — знаменитый британский певец, который на протяжении более чем 50 лет занимался музыкальным творчеством. «Хамелеон рока» стал культовой фигурой в мире шоу-бизнеса и одним из самых влиятельных артистов XX столетия за счет постоянных инновационных трансформаций. Эффектно чередуя образы от народного певца до инопланетянина, он завоевал звание одного из самых успешных исполнителей в истории британских чартов.

Детство и юность

Дэвид Роберт Джонс (впоследствии Дэвид Боуи) родился 8 января 1947 года в лондонском Брикстоне в семье ирландки Маргарет Мэри Пеги, работавшей кассиром в кинотеатре, и Хэйворда Стентона Джона Джонса, англичанина по национальности, который был клерком в отделе кадров благотворительной организации.

На момент рождения сына родители Дэвида жили в гражданском браке, только через 8 месяцев они узаконили свои отношения. С раннего детства будущий рок-музыкант проявлял свой интерес к музыке, а в подготовительной школе зарекомендовал себя как талантливого, целеустремленного и умного мальчика. При этом он был довольно непослушным ребенком с задиристым характером, что не мешало ему получать высокие оценки в школе.

В 1953 году семья Дэвида Джонса переехала в Бромли, где он поступил в начальную школу Burnt Ash Primary School. В школьные годы он начал заниматься музыкой, посещал хор и музыкальный кружок, где учителя отметили его феноменальную способность к интерпретациям.

После того как Дэвид впервые услышал композиции Элвиса Пресли, он решил, что непременно должен стать поп-звездой. Уговорил отца купить ему укулеле и самостоятельно смастерил бас, чтобы участвовать с друзьями в скилл-сессиях. Увлечение музыкой негативно отразилось на успеваемости в школе, в результате чего Боуи провалил выпускной экзамен и пошел учиться в технический колледж.

В колледже будущая рок-звезда открыла для себя современный джаз и загорелась идеей стать саксофонистом. Тогда Дэвиду пришлось подрабатывать грузчиком в местной мясной лавке, чтобы купить свой первый саксофон «Сельмер» из розовой пластмассы, а через год мама подарила ему на Рождество белый альт-саксофон.

В 15-летнем возрасте с Джонсом случилось несчастье: он подрался со своим другом в колледже и получил серьезную травму левого глаза. Следующие четыре месяца музыкант провел в больнице, где врачи провели ряд операций по предотвращению у него слепоты. Увы, полностью восстановить зрение им не удалось, в результате чего парень частично утратил восприятие цвета: глаз после трансформации стал видеть все в коричневом цвете, а зрачок остался увеличен.

К окончанию колледжа будущая легенда рок-музыки умела играть на многих музыкальных инструментах, в число которых вошли гитара, саксофон, клавишные, клавесин, электрогитара, виброфон, укулеле, губная гармошка, фортепиано, кото и перкуссия. С учетом того, что певец с рождения был левшой, он пользуется музыкальными инструментами как правша и играет на праворукой гитаре.

Музыка

Музыкальная карьера Дэвида Боуи началась с создания собственной группы The Kon-rads, с которой он играл рок-н-ролл на местных концертах, свадьбах и вечеринках. Но амбиции начинающего музыканта не дали ему удержаться в ее составе, и он перешел в The King Bees. Работая с новым коллективом, Дэвид Джонс написал смелое письмо миллионеру Джону Блуму, предложив олигарху стать его продюсером и заработать еще один миллион. Но Блум проигнорировал предложение начинающего музыканта и передал его письмо одному из издателей песен «Битлз» Лесли Конну, который заинтересовался Боуи и заключил с ним первый контракт.

Еще в молодости Дэвид взял себе псевдоним Боуи, чтобы избежать путаницы с набиравшим в те годы популярности Дейви Джонсоном из группы The Monkees. Звезда под именем Дэвид Боуи родилась 14 января 1966 года. Тогда он начал выступать в знаменитом клубе «Марки» в составе группы The Lower Third. Первые несколько записанных синглов певца были полностью провальными, что привело к разрыву контракта с Конном. После этого Боуи выпустил свой дебютный альбом и записал шестой сингл, которые также не попали в чарты.

Первый успех в музыкальном направлении к Дэвиду Боуи пришел только через 7 лет после начала карьеры. Его сингл Space Oddity в 1969 году попал в пятерку британского хит-парада, после чего он выпустил одноименный альбом, ставший успешным во всей Европе. Музыкант всколыхнул существовавшую на тот момент рок-культуру, придав этому жанру музыки прогрессивности.

Читайте также  Биография Роберта Палмера

Дуэт Дэвида Боуи с Миком Джаггером

В 1970 году Боуи выпускает третий альбом, The Man Who Sold the World, в котором переходит на тяжелый рок. Критики назвали эту работу музыканта «началом эры глэм-рока». После этого певец создает группу Hype, в составе которой дает первый большой концерт, выступая под псевдонимом Зигги Стардаста. Он произвел настоящий фурор в музыкальном мире и вознес музыканта на вершину славы.

Появление на экране британского телевидения с композицией Starman превратило Боуи в настоящую легенду, а его образ в ярком комбинезоне с необычной прической, стал ассоциироваться у публики с именем эпатажного музыканта.

Всемирная слава к Дэвиду Боуи пришла в 1975 году после выпуска альбома Young Americans, в который вошло музыкальное произведение Fame, ставшее первым хитом в США. В тот период он выступал на сцене в образе Изможденного Белого Герцога, исполняющего рок-баллады.

В 1980 году Боуи вновь взорвал музыкальный мир пластинкой Scary Monsters, принесшей музыканту не только славу и признание, но и колоссальную прибыль. Тогда он начал сотрудничать с популярной группой Queen, с которой записал песню Under Pressure, ставшую хитом № 1 в британских чартах. В 1983 году музыкант выпускает очередной альбом с танцевальной музыкой, Let’s Dance, ставший бестселлером — его продажи достигли 14 млн экземпляров.

David Bowie and Tilda Swinton #TildaSwinton #DavidBowie

Последним альбомом Дэвида Боуи стал Blackstar, который он выпустил 8 января 2016 года, в день своего 69-летия. В него вошли 7 композиций, некоторые из них будут использованы позднее в мюзикле «Лазарь» и сериале «Последние пантеры». В двух последних видеоклипах, созданных на песни The Stars и The Next Day, сыграли знаменитые артисты — Тильда Суинтон, Гари Олдман и Марион Котийяр. Последним появлением певца на экране стал клип на музыкальную композицию «Лазарь», в которой Дэвид предстал в роли умирающего старика.

Дискография артиста — это 27 студийных и 9 концертных альбомов, 49 сборников. На счету Дэвида Боуи также 121 сингл и 59 клипов. Легенду рок-музыки в 2002 году включили в список «100 величайших британцев» и назвали самым популярным певцом всех времен. В 2006 году он был награжден премией «Грэмми» за вклад в развитие мировой музыки.

Перед смертью певец успел отпраздновать свой 69-й день рождения, ознаменовав его выпуском нового альбома Blackstar. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие всему миру, продав более 136 млн своих пластинок и дисков.

В России

Интересно, что в России Дэвид Боуи побывал трижды. Первые гастроли музыканта состоялись в 70-е годы, тогда Дэвид пересек 1/6 суши от Дальнего Востока до Москвы. Второе появление в столице России состоялось спустя год. На это раз артисту составил компанию его друг и коллега Игги Поп.

: Iggy Pop and David Bowie in Moscow, 1976

Ну а в конце 90-х рок-звезду уже ждали с концертом в Большом Кремлевском дворце, который он блестяще провел, хотя сам остался недоволен выступлением. По воспоминаниям зрителей, артист привез программу, состоящую из песен его нового альбома Outside, написанного в стиле индастриал-рок. Немногие в зале поняли тяжелую музыку, большинство прибывших интересовались только именем звезды, а не его творчеством. Почувствовав глухую стену между собой и залом, исполнитель впредь отказался давать концерты в России.

Сценические образы

Первые неудачи на музыкальной арене заставили музыканта на несколько лет отказаться от реализации своей мечты. Он окунулся в мир театральных представлений и присоединился к цирку. Изучая драматическое искусство, Боуи полностью погрузился в создание образов, характеров и персонажей, которыми позже покорил весь мир.

Первым его увлек стиль лондонских модов, который он пропагандировал еще в начале 60-х годов. Вскоре артист переключился на культуру хиппи, а затем и вовсе создал самостоятельный образ Зигги Стардаста. Под именем персонажа он исполнял музыку в стиле глэм-рок.

On this day in 1977 — David Bowie released the single ‘Sound and Vision’. The Thin White Duke opted not to promote the track at all, yet it still reached no. 3 in the charts.

Калейдоскоп героев Боуи пополнили Аладдин Сейн и одноглазый Джек Хэллоуин. А в 1976 году на экранах появился Изможденный Белый Герцог. В коллекции героев Дэвида есть и печальный Пьеро, и брутальный сердцеед, и легенда барокко.

В начале 90-х певец начинает экспериментировать с жанрами, закрепляя за собой статус «хамелеона рок-музыки». Он, ловко сохраняя индивидуальный имидж, постоянно меняет музыкальные направления и тематику песен, появляясь на сцене в разных образах. Простой и элегантный образ он продемонстрировал лишь в 2013 году.

Фильмы

Помимо музыки, Дэвид Боуи активно снимался в кино. За время творческой биографии Боуи сумел превратиться из актера, который преображается в основном в образы музыкантов-бунтарей, в разнопланового мастера перевоплощений. На счету музыканта роль инопланетянина в фантастической ленте «Человек, который упал на землю», короля гоблинов в американском детском фильме «Лабиринт», работа в драме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо».

Вместе с Катрин Денев и Сьюзан Сарандон Дэвид Боуи появился в эротическом-вампирском хорроре «Голод» в роли 200-летнего вампира. Не менее значимой работой оказалась роль Понтия Пилата в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». В образе агента ФСБ певец снялся в приквеле к культовому мистическому сериалу 90-х — «Твин Пикс: Сквозь огонь».

В драме «Баския» о художнике африканского происхождения Дэвид Боуи примерил на себя роль Энди Уорхола. Последней киноролью легенды рок-музыки стал главный герой фильма «Престиж» Никола Тесла, в котором он сыграл вместе с Хью Джекманом и Кристианом Бейлом.

Общественная деятельность

Неоднократно высказывания Боуи вызывали неоднозначную реакцию у общества. Так, в одном из ранних интервью Дэвид назвал Адольфа Гитлера одной из первых рок-звезд и призвал Британию использовать опыт немецкого лидера. Впоследствии артист отказался от собственных слов, заявив, что выступает против фашистского режима.

Дэвид Боуи

Дэвид Боуи (наст. имя Дэвид Роберт Джонс; 1947-2016) – британский рок-певец и автор песен, продюсер, художник, композитор и актер. В течении полувека лет занимался музыкальным творчеством и часто менял имидж, вследствие чего получил прозвище «хамелеоном рок-музыки».

Оказал влияние на многих музыкантов, был известен своими характерными вокальными данными и глубоким смыслом своих работ.

В биографии Дэвида Боуи есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Дэвида Роберта Джонса.

Биография Дэвида Боуи

Дэвид Роберт Джонс (Боуи) появился на свет 8 января 1947 г. в лондонском Брикстоне. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с шоу-бизнесом.

Его отец, Хэйворд Стентон Джон Джонс, был работником благотворительного фонда, а Мать, Маргарет Мэри Пеги, трудилась кассиром в кинотеатре.

Детство и юность

В раннем возрасте Дэвид обучался в подготовительной школе, где проявил себя как одаренного и целеустремленного ребенка. Одновременно с этим, он был очень недисциплинированным и скандальным мальчиком.

Когда Боуи начал посещать начальную школу, у него проявился интерес к спорту и музыке. Он пару лет играл за школьную футбольную команду, а также пел в школьном хоре и освоил игру на флейте.

Дэвид в детстве

Вскоре Дэвид записался в студию музыки и хореографии, где продемонстрировал уникальные творческие способности. Преподаватели говорили, что его интерпретации и координация движений «удивительны» для ребенка.

В это время Боуи увлекся рок-н-роллом, который тогда только набирал обороты. Особенно его впечатляло творчество Элвиса Пресли, по причине чего он приобрел множество пластинок «Короля рок-н-ролла». Кроме этого подросток начал обучаться игре на пианино и укулеле – 4-струнной гитаре.

Читайте также  Биография Fragma немецкий eurodance и trance коллектив

В последующие годы биографии Дэвид Боуи продолжал осваивать новые музыкальные инструменты, став впоследствии мультиинструменталистом. Любопытно, что позже он свободно играл на клавесине, синтезаторе, саксофоне, ударных, вибрафоне, кото и др.

Интересен факт, что юноша был левшой, тогда как гитару держал как правша. Увлечение музыкой отрицательно сказалось на учебе, по причине чего он провалил выпускные экзамены и продолжил получать образование в техническом колледже.

В возрасте 15 лет с Дэвидом приключилась неприятная история. Во время драки с приятелем он серьезно повредил свой левый глаз. Это привело к тому, что последующие 4 месяца подросток провел в больнице, где ему было проведено несколько операций.

Врачам не удалось полностью восстановить зрение Боуи. До конца дней он все видел поврежденным глазом в коричневом цвете.

Музыка и творчество

Свою первую рок-группу, которая называлась «The Kon-rads», Дэвид Боуи основал еще в 15-летнем возрасте. Интересно, что в ее составе находился и Джордж Андервуд, который травмировал его глаз.

Однако не видя энтузиазма у товарищей по группе, юноша решил покинуть ее, став участником коллектива «The King Bees». Тогда же он написал письмо миллионеру Джону Блуму, предложив тому стать его продюсером и заработать еще $1 млн.

Олигарха не заинтересовало предложение парня, однако он передал письмо Лесли Конну – одному из издателей песен «Битлз». Лесли поверил в Боуи, заключив с ним контракт на взаимовыгодных условиях.

Именно тогда музыкант взял себе псевдоним «Боуи», чтобы избежать путаницы с артистом Дейви Джонсоном из коллектива «The Monkees». Являясь фанатом творчества Мика Джаггера, он узнал, что «джаггер» переводится как «нож», поэтому Дэвид взял себе подобный псевдоним (Боуи – вид охотничьих ножей).

Рок-звезда под именем Дэвид Боуи родилась 14 января 1966 г., когда он начал выступать с группой «The Lower Third». Важно отметить, что изначально его песни были весьма прохладно восприняты публикой. По этой причине, Конн решил расторгнуть контракт с музыкантом.

Позже Дэвид сменил еще не один коллектив, а также издавал сольные пластинки. Однако его творчество по-прежнему оставалось незамеченным. Это привело к тому, что он на какое-то время решил оставить музыку, увлекшись театральным и цирковым искусством.

Первая слава на музыкальном поприще пришла к Боуи в 1969 г., с выходом его знаменитого хита «Space Oddity». Позже был издан диск с одноименным названием, который приобрел большую популярность.

В следующем году состоялся релиз 3-го альбома Дэвида «The Man Who Sold the World», где преобладали более «тяжелые» песни. Эксперты назвали эту пластинку «началом эпохи глэм-рока». Вскоре артист основал команду «Hype», выступая под псевдонимом Зигги Стардаста.

С каждым годом Боуи привлекал к себе все большее внимание общественности, вследствие чего смог получить мировую популярность. Особенный успех к нему пришел в 1975 г., после записи нового альбома «Young Americans», на котором присутствовал хит «Fame». Примерно тогда же он дважды выступал в России.

Через несколько лет Дэвид представил очередной диск «Scary Monsters», который принес ему еще большую славу, а также имел огромный коммерческий успех. После этого он плодотворно сотрудничал с культовым коллективом «Queen», с которым записал известный шлягер «Under Pressure».

В 1983 г. парень записывает новую пластинку «Let’s Dance», которая разошлась многомиллионным тиражом – 14 млн экземпляров!

В начале 90-х Дэвид Боуи активно экспериментировал со сценическими образами и музыкальными жанрами. В результате, его начали называть «хамелеоном рок-музыки». В этом десятилетии он выпустил несколько альбомов, среди которых наибольшую популярность получил «1.Outside».

В 1997 г. Боуи удостоился именной звезды на голливудской «Аллее славы». В новом тысячелетии он представил еще 4 диска, последним из которых стал «Blackstar». По мнению журнала «Rolling Stone», «Blackstar» был назван лучшим шедевром Дэвида Боуи, созданным со времен 70-х годов.

За годы творческой биографии музыкант издал множество аудио и видеоматериалов:

  • студийные альбомы – 27;
  • концертные альбомы – 9;
  • сборники – 49;
  • синглы – 121;
  • видеоклипы – 59.

В 2002 г. Боуи оказался в списке «100 величайших британцев» и был назван наиболее популярным певцом всех времен. Уже после смерти, в 2017 г. он удостоился премии «BRIT Awards» в номинации «Лучший британский исполнитель».

Фильмы

Рок-звезда имел успех не только на музыкальном поприще, но и в кинематографе. В кино он преимущественно играл разных музыкантов-бунтарей.

В 1976 г. Боуи был награжден премией «Сатурн» в категории «Лучший актер» за роль в фантастической картине «Человек, который упал на Землю». Позже зрители увидели его в детской ленте «Лабиринт» и драме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо».

В 1988 г. Дэвиду досталась роль Понтия Пилата в картине «Последнее искушение Христа». Затем он сыграл агента ФБР в криминальной драме «Твин Пикс: Сквозь огонь». Через несколько лет артист снялся в вестерне «Мой Дикий Запад».

В последующие годы биографии Боуи участвовал в съемках «Понтов» и «Образцового самца». Его последней работой оказался фильм «Престиж», где он преобразился в Николу Теслу.

Личная жизнь

Будучи на пике популярности Дэвид публично признался в том, что является бисексуалом. Позже он опроверг эти слова, назвав их самой большой ошибкой в жизни.

Также мужчина добавил, что сексуальные отношения с противоположным полом никогда не вызывали у него удовольствия. Скорее, это было вызвано «модными веяниями» той эпохи. В официальном браке он состоял дважды.

Первый раз Дэвид обручился с моделью Анджелой Барнетт, с которой прожил около 10 лет. В этом союзе у пары родился мальчик Данкан Зоуи Хейвуд Джонс.

Дэвид Боуи с женой Анджелой Барнетт и сыном Зоуи

В 1992 г. Боуи женился на модели Иман Абдулмаджид. Интересен факт, что Иман участвовала в съемках клипа Майкла Джексона «Remember the Time». В этом браке у супругов родилась девочка Александрия Захра.

В 2004 г. певцу была проведена тяжелая операция на сердце. Он стал гораздо реже появляться на сцене, поскольку курс послеоперационной реабилитации был достаточно долгим.

Смерть

Дэвид Боуи умер 10 января 2016 года в возрасте 69 лет, после 1,5 лет борьбы с раком печени. Интересен факт, что за этот короткий период он перенес 6 инфарктов! Проблемы со здоровьем он начал испытывать еще в молодости, когда стал употреблять наркотические вещества.

Согласно завещанию, его семья получила в наследство свыше $870 млн, не считая особняков в разных странах. Тело Боуи было кремировано, а прах захоронен в тайном месте на Бали, поскольку он не хотел поклонения своему надгробию.

Фото Дэвида Боуи

Иман Абдулмаджид и Дэвид Боуи

Дэвид Боуи незадолго до смерти

Биография Дэвида Боуи

Paul Morley. The Age of Bowie. How David Bowie Made A World Of Difference. London: Simon & Schuster UK, 2016

Тем более что Пол Морли — человек далеко не случайный. Музыкальный критик и радиоведущий, он помогал Грейс Джонс с ее биографией, написал историю Joy Division и еще несколько книг по истории популярной музыки, а свое первое интервью делал с Марком Боланом из T-Rex. Ко всем этим талантам он еще и куратор выставок — в частности, для гастролирующей по миру всеохватной выставки David Bowie Is написать тексты для каталога его пригласил сам герой этой выставки.

В предисловии Морли замахивается широко, объем, благо, позволяет (это не 88 страниц переведенного у нас почему-то «Боуи» С. Кричли) — в своем почти культурологическом эссе-предисловии (цитаты из Элиота и Библии прилагаются) он размышляет, как по Боуи можно проследить изменение мира, изучить механизм его воздействия на массы, выстроить концепцию разных Боуи.

Читайте также  Биография DJ Bobo история швейцарского музыканта Питера Рене Бауманна

И он действительно пытается определить феномен Боуи совершенно разными методами. Его музыку — как «музыку если», как попытку, например, объединить Шонберга и Литтла Ричарда, стиль хиппи и авангарда, фундированно сравнивает Боуи с Бодлером. Он вообще несколько раз — и это говорит о сложности самого объекта — подступается к Боуи, определяя его через соположение разнопорядковых вещей. «Между губной помадой и Японией, нежностью и революционным инстинктом, до и после, клоун и мим, джаз и мечта, Курт Вайль и The Who, Брехт и Бэсси». В отвалах банальных рассуждений тут у Морли настоящие брильянты находок — например, что последний, вышедший за несколько дней до смерти, альбом Боуи назвал символом (Черной звездой), ибо уже записал соответствующее буквам в английском алфавите количество альбомов и — начинал новый алфавит.

Морли можно понять. Ведь о Боуи писать на первый взгляд очень легко — только перечислить через запятую, в чем он был первым, на скольких оказал влияние, со сколькими пел и сколько даже самых великих в роке и попе носят тишотки I Still Miss David Bowie, и даже эпитеты не нужны. И поэтому на самом деле очень сложно. Еще и потому, что Боуи для автора действительно очень любимый музыкант и чрезвычайно близкий культурный объект. Он рассказывает, как в день смерти Боуи ему нужно было ехать на радио читать заготовленное им выступление, но с утра начал разрываться телефон: все СМИ, с кем он сотрудничал, хотели, чтобы он сказал/написал что-то по случаю его смерти. Он не хотел произносить что-то по поводу, на большее же не хватало пока сил, поэтому просто отключил мобильный. И только вечером согласился по просьбе близкого друга и коллеги выступить в одной ТВ программе.

Перемежая текст рассуждениями, «отвлечениями» в духе тех, что больше самого рассказа любил Холден Колфилд, и своими блербами-фразами для выставки («Дэвид Боуи думает, кто же он сегодня», «Дэвид Боуи — картина будущего», «Дэвид Боуи танцует с дьяволом, но ее ноги из ртути, а его ноги она превращает в грязь», «Дэвид Боуи – это Льюис Кэрролл, поющий Жака Бреля» и т. д.), автор доходит до собственно начала жизни Боуи и подает ее вполне традиционно. Послевоенный Лондон со всеми его ограничениями и дефицитами, довольно традиционный, не сказать тухлый район Брикстон.
Англиканский, католический и еврейский религиозный бэкграунд. Брат с умственными отклонениями (тетя вообще подверглась лоботомии), сложности в понимании с отцом да и матерью. Радость, когда в результате травмы один глаз Дэвида стал отличаться от другого — «он никогда не хотел быть просто человеком». Свободная, но все равно нудная работа в рекламном агентстве. Запойное чтение (в самом конце книги дан и список из 100 любимых книг Боуи), изучение тибетского буддизма, осваивание искусства мима с Марсо. Транспортировка травы на розовом велосипеде. Довольно трудные попытки пробиться, играя пока со своими первыми командами чужие еще блюзы, выезжая максимум в почти благотворительные в плане выручки туры с Марианной Фэйтфулл.

Но приходит первая яркая слава и — повествование делает (один из многих предстоящих) поворотов. Теперь каждая глава размечена погодично, с явным упором на то, какой альбом в этом году выпустил Дэвид. И тут Морли «дорывается», начинает разбирать каждую песню, перечисляет всех музыкантов, детально повествует, что нового провернул Боуи именно на этой записи. Бонусом к каждой главе — список выпущенных в этом году значимых альбомов других групп (с чаще едкими, но и иногда и благосклонными мини-рецензиями) и список топ-хитов.

Биография Боуи отходит на второй план. Впрочем, это имеет под собой основание, ведь, (пре)осуществившись, Боуи полностью растворился в работе, самореализации. Первая жена Боуи Энджи говорила, что не ревнует к Боуи, все равно для него важна только его работа. Ведь «в текстах для своих песен он создал собственную территорию, которая не была поэзией или словами для песни, но чем-то между… А сама идея Боуи была в великой песне, видеоклипе, альбоме»… Синкретическое искусство, да.

Факты сменяются фактоидами. Как Боуи танцевал голым в квартире у знакомого музыканта-гея или изрядно шокировал всех, снимаясь или расхаживая в женских платьях (Мик Джаггер как-то вышел на сцену все же не в платье, а в а-ля длинной тунике, да и первым из мужчин на обложке Vogue появился именно Боуи). Как в первый раз Боуи заявился на Фабрику Уорхола — и совсем не понравился тому. Как на два месяца съемок Боуи взял с собой 400 книг. Или как делал интервью с Трики, Бальтюсом или Берроузом — о порно, КНР и США, о том же Уорхоле. О романе, в духе прожившего несколько лет с трансвеститом Лу Рида, с одним из первых трансгендеров, датчанином, владельцем гей-клуба в Берлине.

И вдруг новый нарративный кульбит. Морли и раньше вполне позволял себе критику своего кумира (навязывался Уорхолу, довольно стереотипичной изобразил Америку, а уж за дуэт Under Pressure с Фредди Меркьюри распекал несколько страниц, Queen на дух явно не перенося). И даже есть несколько моментов, когда ты, сам Боуи боготворящий, вдруг задумываешься, таким ли он был хорошим — в своей бесконечной погоне за всем передовым (свой сайт и онлайн-продажи альбома одним из первых, выпуск же именных акций никто, кажется, из рокеров не повторил), с любовью к эстетике нацизма, уволивший менеджера, одержимый манией преследования, сохранивший (та самая выставка «Дэвид Боуи — это …») весь свой архив вплоть до квитанций и билетов… Но у Морли другая, истинно фанатская претензия: альбомы Боуи, начиная с 80-х, где-то после «берлинской трилогии» (Low, «Heroes» и Lodger) он не признает. Считает их более поп, чем рок, более Bowie-style, работой на публику, а не на разрыв канона, и, главное, не прорывающимися на «ту сторону», которую проповедовал Джим Моррисон. Поэтому не удивляйтесь, если про Let’s Dance, Earthling или Reality найдешь не целую главу, а один-два абзаца (ситуация выправится к «Черной звезде» — этот альбом автор заслуженно обожает). И после альбома Scary Monsters (and Super Crips) начнется набор сюрреалистических блербов, рассказ о выставке, анкеты-опросники, карточки для фанатов всех возрастов «что значит для вас Боуи», теоретизирование над «вопросом Боуи» и прочее.

Но эта биография действительно настоящая энциклопедия Боуи. При том, что при всей неохватности, разнообразности и даже таинственности Боуи таковой в принципе не может быть. Боуи и, что не менее ценно, всего, что он (черная звезда!) вовлекал в свою орбиту, поглощал и вдохновенно утилизировал: сколько тут музыки, которую слушал Боуи, его путешествий («Обязательно путешествовать. Необязательно жить»), книг и фильмов… Даже Берлин Боуи, где они записывались-отрывались с Игги Попом («день на кутеж, день на восстановление и день на работу»), c его маршрутом от студии Ханса, через бар геев и трансвеститов за углом до Берлинской стены, где Боуи как-то обнаружил собственное имя со свастиками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: